Девальвация нацвалюты обогатит экспортёров и приватизаторов
На прошлой неделе курс доллара превысил уровень в 90 рублей, евро стоит больше 100 рублей.
В ЦБ и кабмине успокаивают: это не скажется негативно на экономике, курс продолжает оставаться комфортным. Как оказывается, упавший курс рубля действительно выгоден многим в стране, позволяя зарабатывать миллионы.
В прошлом году небывалое укрепление национальной валюты стало настоящей проблемой для ЦБ, Минфина и банкиров. «Наша Версия» тогда подробно писала о всех лоббистских группировках, заинтересованных в скорейшей девальвации национальной валюты. Не прошло и года, как желания лоббистов сбылись. «С моей точки зрения, рубль находится в более или менее комфортной зоне. Эта зона, на мой взгляд, 80–90 рублей за доллар», – радуется вице-премьер Андрей Белоусов.
Не переживают по поводу низкого курса нацвалюты и в ЦБ. Глава регулятора Эльвира Набиуллина прямо заявила, что режим плавающего курса и таргетированная инфляция демонстрируют свою эффективность.
Только вот кому всё-таки «комфортно» от нового курса рубля и у кого именно «ситуация лучше»? Очевидно, что российские производители, о развитии которых день и ночь говорят всё в том же кабмине, едва ли порадуются обесцененной российской валюте. Ведь они во многом зависят от импортных комплектующих. Кошельки простых россиян тоже чувствуют обесценивание рубля – цены продолжают ползти вверх. Так ради кого девальвируют рубль? И можно ли говорить о том, что этот процесс происходит намеренно?
За минувшие два месяца по отношению к основным валютам (доллар, евро, юань) рубль «похудел» как минимум на 12–18%. В очевидном выигрыше от этой тенденции находятся экспортёры-сырьевики. Номинированные в рублях издержки стали для них дешевле, а получаемая прибыль в валюте выше.
«При девальвации на 5% можно ожидать двузначного роста в курсовой доходности бумаг компаний с высокой долей экспорта», – констатирует автор telegram-канала «Ленивый инвестор» Антон Весенний. По этой логике среди бенефициаров оказываются такие компании, как АЛРОСА, лесопромышленный комплекс Segezha group, контролируемый АФК «Система» Владимира Евтушенкова, ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова.
Выгоден дешёвый рубль и металлургам, сумевшим частично сохранить свои позиции на европейских рынках. Речь идёт, например, об НЛМК Владимира Лисина. Солидные доходы от экспортной выручки есть и у российских угольщиков, например ПАО «Мечел» Игоря Зюзина.
«Фундаментальная стоимость акционерного капитала экспортёров при ослаблении курса растёт больше у тех, у кого выше долг (особенно если долг рублёвый). Поэтому фундаментально «Мечел» наиболее чувствителен к таким изменениям из всего сектора – по нашим оценкам, фундаментально цена акции «Мечела» от ослабления рубля на 11% должна расти на 80%», – отмечают аналитики «Солид Брокер».
В долгосрочной перспективе девальвация рубля льёт воду на мельницу тех, кто выступает за скорейшую приватизацию госсобственности. Дешёвый рубль позволит приобрести дорогие активы по дешёвке. Напомним, что главным застрельщиком реанимации приватизации выступает глава ВТБ Андрей Костин. Неудивительно, что именно он в прошлом году выступал против укрепления рубля.
Дешёвый рубль также помогает правительству наполнить бюджет, с дефицитом которого в этом году наметились большие проблемы. Неудивительно, что на днях в Минфине внезапно констатировали существенные улучшения в этом направлении. В частности, по данным ведомства, дефицит бюджета в январе – июне составил всего 2,59 трлн рублей, тогда как по итогам мая равнялся 3,41 трлн рублей. Выходит, что кабмину всего за месяц неизвестно как удалось найти целый триллион! При этом нефтегазовые доходы продолжали снижаться – в январе – июле их оказалось на целых 47% меньше. Получается, что падение курса рубля только на руку ведомству Антона Силуанова.
Вот и Центробанку под руководством Эльвиры Набиуллиной слабый рубль во многом подспорье в работе. «Для ЦБ важно, чтобы была низкая инфляция. Если курс растёт, но инфляция при этом остаётся в установленных рамках, то ЦБ это даже выгодно с точки зрения макроэкономического регулирования. Меньше россиян поедут за границу, больше будут покупать товаров внутри страны», – рассуждает экономист, доцент Севастопольского госуниверситета Алексей Тихонов.
Не случайно власти так часто заявляют о том, что с инфляцией у нас не просто всё в порядке, но даже намного лучше, чем в странах Западной Европы или Северной Америки. Например, по итогам июня официальный уровень инфляции составил 2,5% к тому же месяцу прошлого года. При этом в начале июля департамент исследований и прогнозирования ЦБ в своём бюллетене «О чём говорят тренды» отмечал: наибольший вклад в ускорение инфляции вносит удорожание топлива.
Какова бы ни была истинная причина обесценивания рубля, уже сегодня в проигрыше оказываются как представители российских производителей, зависимые от импортных комплектующих, так и обычные россияне, которым станет не по карману не только отдых в Турции, но и поход в магазин рядом с домом. Так, о грядущем росте цен уже заявил АвтоВАЗ. О скором росте цен говорят и продавцы электроники. Впрочем, подорожание пылесосов и телевизоров ещё можно пережить, а вот как быть с тем, что по итогам первого полугодия зафиксирован двух-трёхкратный рост на лекарства? Причём затронул он в том числе и препараты отечественного производства. Напомним, что российские производители на 80% зависимы от импортных субстанций, цена на которые уже успела вырасти в связи с ослаблением курса рубля.
«По наиболее зависимым от импорта продуктам перенос курса в инфляцию может быть быстрым и значительным. Но к ценам импортируемых товаров затем «подтягиваются» и производители отечественных аналогов, тем более что в производстве всё равно используются в той или иной мере импортные комплектующие, сырьё и материалы», – констатирует руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Новости по теме: Кремль отреагировал на данные об осведомленности Суровикина о подготовке мятежа
Рост потребительских цен на уровне выше 4% отметили также в департаменте исследований и прогнозирования ЦБ. Заодно там констатировали, что производители уже сегодня сталкиваются с ростом издержек. «Возможное увеличение инфляционных ожиданий вследствие произошедшего ослабления рубля может стать дополнительным проинфляционным фактором», – говорится в бюллетене департамента ЦБ. Грустный курьёз: в тексте документа специально отмечается, что выводы и рекомендации авторов могут не совпадать с официальной позицией регулятора…
Распечатать