«ОДК-Кузнецов» - «потемкинская деревня» «Ростеха»?

«ОДК-Кузнецов» - «потемкинская деревня» «Ростеха»?
«ОДК-Кузнецов» - «потемкинская деревня» «Ростеха»?
Допэмиссия убыточного самарского завода - предлог для «выкачивания» бюджетных финансов?

Специализирующийся на производстве двигателей для летательных аппаратов самарский завод «ОДК-Кузнецов» (контролируется входящей в структуру «Ростеха» «Объединенной двигателестроительной корпорацией», ОДК) возобновил допэмиссию акций, начатую еще в 2020 году, но приостановленную решением Центробанка. На сегодняшний день речь идет о выпуске более 17,88 млн ценных бумаг общей стоимостью свыше 42 млрд рублей, размещение которых будет осуществляться по закрытой подписке. Ранее в числе покупателей акций назывались «Ростех», ОДК и Росимущество.

Отсутствие частных инвесторов вполне объяснимо: завод «ОДК-Кузнецов» долгое время оставался предприятием, декларирующим миллиардные убытки и, несмотря на то, что его финансовые показатели за 2022 год так и не были опубликованы, с большой долей вероятности он сегодня продолжает работать «в минус». Кроме того, претензии предприятию предъявляют многочисленные кредиторы. Только «Самарским коммунальным системам», по условиям мирового соглашения, завод должен выплатить 100 млн рублей. Осенью 2021 года Министерство обороны предъявило предприятию иск о выплате неустойки в рамках госконтракта, подписанного сторонами еще в 2014 году, почти на 1,2 миллиарда.

На фоне долгов и убытков, Вадим Бадеха – гендиректор ОДК, являющейся управляющей компанией «ОДК-Кузнецов» – рассказывает об открывшихся на предприятии новых производствах и реализуемых инвестпроектах на общую сумму 40 млрд рублей. Через завод действительно проходят колоссальные денежные средства: помимо госконтрактов, в минувшем июне сообщалось об открытии в Самаре Центра конструкторских разработок и научных исследований, в который «Ростех» инвестировал более 1,5 млрд рублей. Известно также, что в рамках соглашения с «Газпромом» предприятие осуществляет разработку и готовится к производству газотурбинного двигателя мощностью 25 МВт. Будет ли реализован проект в заявленные руководством «Ростеха» сроки – неизвестно, но накануне возобновления допэмиссии и очередного вливания бюджетных финансов, заводу постарались создать максимум инвестиционной привлекательности.

Допэмиссия на фоне убытков

Самарский завод «ОДК-Кузнецов» – производитель двигателей для летательных аппаратов с искровым зажиганием – возобновил допэмиссию акций. В общей сложности речь идет более чем о 17,88 млн ценных бумаг. Как следует из информации на сайте Центробанка, их размещение будет осуществляться путем закрытой подписки.

Датой фактического начала размещения акций в официальном сообщении указано 21 августа 2020 года. Действительно, в июне 2020-го СМИ писали о регистрации выпуска и предстоящем размещении 30 млн обыкновенных акций на 71,64 млрд рублей. Тогда в числе потенциальных покупателей ценных бумаг назывались «Ростех» (ПАО «ОДК-Кузнецов» входит в структуру госкорпорации), его «дочернее» предприятие «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) и Росимущество.

Впрочем, в заявленный срок до 31 мая текущего года руководство завода не уложилось, и в конце минувшего июля Банк России своим решением приостановил эмиссию. И вот теперь, после устранения «несоответствий в документах», оставшиеся 59,61% акций в общей сложности более чем на 42 млрд рублей все-таки будут размещены.

Заметим, что решение о допэмиссии принималось на фоне снижения финансовых показателей «ОДК-Кузнецов»: последние годы предприятие декларирует убытки. Так, в 2020 году при выручке в 15,5 млрд рублей завод ушел «в минус» на 3,3 миллиарда. С этого момента информация о его финансах в открытых источниках не публикуется. Тем не менее, СМИ сообщали об убытках в 2021 году в размере 2,5 млрд рублей. Кроме того, в сети можно найти данные об убытке за 1 полугодие текущего года в размере 1,6 миллиарда.

«ОДК-Кузнецов»: в долгах, как в шелках?

В таком контексте не вызывает удивления недавняя рекомендация Совета директоров ПАО «ОДК-Кузнецов» отказаться от дивидендных выплат за 2022 год. Впрочем, по информации «Интерфакса», завод не выплачивает дивиденды по обыкновенным акциям с 2008 года.

Выплаты по «привилегированным» ценным бумагам в последний раз производились по итогам 2012-го из расчета 10 коп. за акцию (всего на сумму 11,6 тыс. рублей). При этом отмечен рост уставного капитала предприятия: если в декабре 2019 года он оценивался в 1,8 млн рублей, то уже через год – в 4,3 миллиона и с тех пор остается в том же размере. То есть, как раз в год заявленной допэмиссии уставный капитал увеличили на 2,5 млн рублей.

Уместно задаться вопросом: учитывая отсутствие дивидендов, кто рискнет инвестировать в акции убыточного предприятия? Потому расчет делается на «Ростех» и ОДК, через которую, собственно, госкорпорация и контролирует самарский завод. Проще говоря, на выкуп ценных бумаг по допэмиссии будут потрачены бюджетные финансы.

Вот только миллиардные убытки – далеко не единственная проблема «ОДК-Кузнецов». Предприятию приходится выступать ответчиком по многочисленным судебным искам. Так, не далее, как в минувшем июле Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решения первой и апелляционной инстанций о взыскании с самарского завода убытков в размере 5,8 млн рублей в пользу компании «ХЭЛП-ОЙЛ». Речь шла о простое вагонов-цистерн, предназначенных для поставки нефтепродуктов, из-за которой истец вынужден был, в свою очередь, выплатить неустойку фирме-поставщику «PH-АЭРО».

В августе стало известно о подписании мирового соглашения между «ОДК-Кузнецов» и «Самарскими коммунальными системами» (ООО «СКС»), добивавшимися погашения задолженности в размере 260 млн рублей, образовавшейся после доначислений за выявленные нарушения. Руководство СКС пошло навстречу должнику, снизив требования до 100 миллионов и предоставив заводу возможность выплатить их в рассрочку, но в итоге и эту сумму пришлось взыскивать через суд. В итоге стороны все-таки пошли на мировую: погасить 100-миллионный долг в «ОДК-Кузнецов» обязались в срок до 31 августа 2027 года.

Это может показаться сущими копейками в сравнении с иском Минобороны о взыскании 1,17 млрд рублей, поступившим на рассмотрение Арбитражного суда Москвы в сентябре 2021 года. Подробности не сообщались, так как делу присвоили гриф «Совершенно секретно», но известно, что речь шла о неустойке в рамках госконтракта, подписанного сторонами еще в 2014 году.

Примечательно, что в феврале того же 2021 года московский арбитраж вынес решение по другому иску Минобороны, взыскав с «ОДК-Кузнецов» в пользу военного ведомства 10,6 млн рублей по госконтракту на изготовление и поставку шести авиационных двигателей, заключенному в 2018 году. Правда, позже в апелляционной инстанции сумму исковых требований удалось снизить до 3,2 миллиона.

Финансы есть, а научных разработок нет?

Но даже при таких неутешительных раскладах руководство «ОДК-Кузнецов» в лице гендирктора управляющей организации ОДК Вадима Бадехи старается делать хорошую мину при плохой игре. Во время майской рабочей встречи с самарским губернатором Дмитрием Азаровым он рассказал главе региона о появившихся на предприятии новых производствах – инструментальном, гальваническом, сварочном цехах и др., а также девяти инвестпроектах на общую сумму 40 млрд рублей, реализация которых позволит в ближайшие три года создать на заводе 2,5 тыс. рабочих мест.

Правда, все описанное как-то не согласуется с убытками и долгами. Кстати, в феврале в «ОДК-Кузнецов» официально отчитались об увеличении выручки в 2022 году до 20,7 млрд рублей, одновременно умолчав о полученной прибыли (видимо, завод так и остался «в минусе»). При этом подчеркивалось, что большую часть выручки принесли продажи газотурбинных двигателей, а ее рост связан с выпуском новых двигателей НК-32 серии 02 и НК-14СТ, а также наращиванием хода опытно-конструкторских работ.

Вот только из открытых источников можно узнать, что двигатель НК-14СТ был разработан и находится в серийном производстве еще с 1995 года, а двигатель НК-32 вообще представляет собой еще советскую разработку,  усовершенствованием  которой  занимаются последние несколько лет. Спрашивается, где же новейшие ноу-хау, в которые инвестирует «Ростех»? Кстати, в 2021 году СМИ писали о том, что доход от допэмиссии руководство самарского завода намерено направить на модернизацию и реконструкцию производства, а планируемые затраты на эти цели оценивались почти в 12 млрд рублей. Или расчет делался только на размещение акций? В таком случае, сегодня представляется шанс наверстать упущенное.

Тем не менее, через «ОДК-Кузнецов» проходят колоссальные средства: портфель госконтрактов предприятия в качестве поставщика составляет без малого 5,3 млрд рублей, в качестве заказчика превышает 76 миллиардов. Помимо ОДК, от которой получены подряды на 3,9 миллиарда, в число заказчиков входят также многочисленные структуры «Газпрома». Например, с ООО «Газпром Трансгаз Ухта» заключены контракты на 262,7 млн рублей.

На финансовое положение завода это, похоже, никак не влияет: новейших разработок нет, долги кредиторам выплачиваются после их обращения в суды, да и собственные подрядчики подводят. Так, в ноябре прошлого года стало известно о расторжении контракта с ООО «Галика-Мет» из подмосковной Электростали, в результате срыва поставки последним импортного оборудования на 407,7 млн рублей.

Компанию «Галика-Мет» внесли в реестр недобросовестных поставщиков ФАС, правда, ситуацию с оборудованием это вряд ли исправило.

В «Ростехе» рассказывают о перспективах

Итак, о новейших разработках самарского предприятия пока говорить не приходится. Но ведь именно в это официально вкладывается возглавляемый Сергеем Чемезовым «Ростех»! Напомним, что не далее, как в минувшем июне сообщалось об открытии в Самаре Центра конструкторских разработок и научных исследований, оснащенного современной техникой и IT-инфраструктурой, в создание которого госкорпорация через ОДК инвестировала более 1,5 млрд рублей.

«Это суперсовременный интеллектуальный центр, который будет формировать будущее двигателестроения на ближайшие десятилетия. Его оснащение позволит разрабатывать новые газотурбинные двигатели полностью в виртуальной среде с применением «цифровых двойников» и существенно сократить сроки создания – до 4-5 лет», – прокомментировал открытие Центра первый заместитель гендиректора «Ростеха» Владимир Артяков.

Кроме того, тот же Артяков недавно рассказывал о планах госкорпорации начать в 2024 году производство газотурбинного двигателя НК-36И-25 мощностью 25 МВт, разработку которого как раз заканчивает «ОДК-Кузнецов». Уточнялось: новая модель

«позволит повысить эффективность газотурбинных агрегатов и обеспечить необходимую пропускную способность магистральных газопроводов».

Заметим, что соглашение между ОДК и ПАО «Газпром», предусматривающее создание в интересах газового гиганта двигателя мощностью 25 МВт, стороны подписали еще в июне 2019 года. Тогда был готов эскизный проект двигателя и согласовано техзадание на его разработку.

Сложно судить, насколько высока вероятность начала производства в обозначенные сроки, но факт остается фактом: об этих и других далеко идущих планах заявлялось незадолго до возобновления допэмиссии акций «ОДК-Кузнецов».

Складывается впечатление, что годами декларировавшему убытки заводу в последнее время усиленно создают максимально респектабельный имидж для обоснования вливания в его капитал очередных бюджетных миллиардов. Вот только не разойдутся ли в итоге эти средства по аффилированным структурам и «дружественным» подрядчикам? В таком случае самарскому предприятию в ближайшее время предстоит играть неблаговидную роль «потемкинской деревни» «Ростеха».

 

Вера Попова
Регион: Самара