За серийные покушения на убийства наградили «по-особому»
Криминальную деятельность Александра Потапова пресекли сотрудники Управления ФСБ по Мордовии совместно с региональным уголовным розыском. Как было установлено, мужчина профессионально изготавливал взрывные и зажигательные устройства, с помощью которых пытался лишить жизни своих «обидчиков», включая бывшую жену и ее нынешнего супруга. Среди «приговоренных» также оказался, по данным «С», один из «воров в законе». А в ходе обыска у «одержимого» нашли список и других предполагаемых жертв. «Взрывные» подробности из похождений «маньяка», жившего среди нас, — в материале Валерия Ярцева.
Зарево над Рузаевкой
Отмотаем назад сразу десятилетие. В декабре 2013-го Александр Потапов получил тюремный срок за наркотики. Отбывал наказание в ИК‑18, где наказывался за нарушения, а поощрений не имел вовсе. Администрация лагеря характеризовала его отрицательно. Освободился узник Дубравлага в 2018 году. В январе 2019-го Зубово-Полянский райсуд установил за ним административный надзор. На свободе Потапов схлопотал административный арест за «потребление наркотических средств без назначения врача». Что также окажется немаловажным, брак Потапова был заключен в 2007 году, а расторгнут в 2015-м. А в декабре 2020-го Ленинский мировой суд назначил гражданину Потапову по административной статье «Побои» 60 часов обязательных работ. После развода Александр оставил квартиру бывшей жене и дочери, но имел в ней долю. Вскоре женщина снова вышла замуж. Избранник оказался моложе Потапова на 12 лет. Между мужчинами сложились неприязненные отношения. Потапов передавал свои угрозы через дочь. В январе того года Александр подкараулил «конкурента» в подъезде и несколько раз ударил по голове и рукам. Избиение закончилось вызовом полиции и скорой помощи. Свою вину агрессор не признал. Пояснил, что не помнит, где находился в тот день. Более того — потребовал от жертвы и бывшей жены отдать ему дочь и 22 тысячи долларов… При этом в психиатрической больнице, как свидетельствовали имеющиеся в деле справки, Александр Потапов не наблюдался. Правда, был взят «на заметку» в наркодиспансере за употребление опиоидов. Но не более того…
Потапова разоблачили сотрудники УФСБ по Мордовии совместно с работниками уголовного розыска из регионального МВД. Хотя поначалу тут все было очень непросто! Утром 10 января прошлого года в Рузаевке произошел взрыв неизвестного устройства — причем по сценарию, напомнившему лихие 1990-е! 71-летний мужчина вышел из частного дома на улицу, чтобы завести машину. На одеяле, которым он на ночь накрывал капот и лобовое стекло, лежал подарочный пакет. Пенсионер потянул за края. Прогремел взрыв. К счастью, автовладелец пострадал не сильно. Сумев потушить пламя, он вызвал полицию. Остатки взрывного устройства были отправлены в экспертно-криминалистический центр республиканского МВД. Уголовное дело поначалу возбудили по статье «Хулиганство». Эксперты подтвердили, что «бомбу» изготовил профессионал. Расчет был сделан на то, что жертве достаточно будет лишь наклонить «сюрприз», чтобы он тут же сработал… Через пару недель произошел взрыв уже в Саранске — неподалеку от ликеро-водочного завода на пр. Ленина. Самодельное «орудие смерти» было прикреплено к автомобилю ВАЗ — возле бензонасоса. Водитель в тот момент ехал, но сумел удержать руль. Ему повезло! В тот день был сильный мороз, и «бомба» сработала не сразу. Основной удар пришелся на колесо, которое загорелось… Как выяснили специалисты, неизвестный злоумышленник проник на автостоянку и «заминировал» автомобиль. Экспертиза подтвердила, что в Саранске и Рузаевке использовались похожие взрывные устройства.
Сначала изучили личности потерпевших. Какая может быть связь между рузаевским пенсионером и работником саранского ЖКХ? Выяснилось, что они друг с другом не знакомы. Ничего общего, казалось бы, не имеется. Но после ряда новых оперативных мероприятий ниточка все же потянулась! Сын пострадавшего пенсионера несколько лет назад отбывал срок в Дубравлаге вместе с неким Александром Потаповым. Статья у них была одинаковая — «наркотическая». В колонии эти товарищи имели «терки» между собой. Как оказалось, работник ЖКХ тоже был знаком с Потаповым. Более 20 лет назад они, будучи школьниками, отдыхали в одном лагере и даже подрались…
За жителем саранского дома на ул. Большевистской было установлено наблюдение. Поведение Потапова все больше убеждало следственно-оперативную группу в том, что наконец-то удалось выйти на правильный след. Он то и дело наведывался в гаражи, принося туда различные вещи. При этом проявлял максимальную осторожность. Но самое главное — мужчина съездил в Москву, откуда привез компоненты для самодельных бомб. Потапов и в самом деле останавливаться не собирался. Он готовил третье покушение! Чтобы избежать новых злодейств, подозреваемого решили задержать. Это произошло прошлой весной на улице, когда он торопился на работу. У Потапова с собой был рюкзачок, в котором находились электронные носители с информацией по сборке бомб. Соответствующие инструкции и схемы обнаружили в ходе обыска в квартире Потапова. И не только! Были изъяты устройства и компоненты для изготовления взрывных устройств. Экспертиза подтвердила, что подобные изделия применялись в рузаевском случае. Также оперативники нашли список потенциальных жертв, к которым Потапов испытывал неприязнь. Около 10 фамилий. В том числе — руководитель одного из мордовских СМИ. Трудно сказать, за что именно Потапов хотел отомстить. Знакомы они не были… Кроме того, в этом перечне «приговоренных» оказались сотрудники УФСИН по РМ — те самые, которые охраняли осужденного Потапова, когда он отбывал наказание. Мужчина с аномальным поведением уже «пробивал» номера их машин и домашние адреса!
Одновременно следственно-оперативная группа начала внимательно изучать схожие случаи, произошедшие в Мордовии за последние годы. Всплыли еще два нераскрытых огненных происшествия. В 2020 году в Саранске на ул. Володарского неизвестный облил легковоспламеняющейся жидкостью и поджег автомобиль «Фольксваген» и пикап «Лада-Гранта». «Горючка» была налита на лобовое стекло и на моторный отсек. В результате машины, а также припаркованный рядом автомобиль ВАЗ были уничтожены огнем. Причиненный ущерб превысил 1 миллион 100 тысяч рублей. Кому же принадлежал транспорт? Кто им пользовался? Нынешний муж бывшей супруги Потапова! Причем сразу после возгорания полицейские опрашивали «маньяка» и задерживали в качестве одного из подозреваемых. Но потом отпустили. Доказательств было недостаточно. Запись с видеокамеры оказалась расплывчатой — идет какая-то фигура в маске, которую идентифицировать невозможно… Расследование было приостановлено. При этом подозреваемый Потапов являлся на вызовы следователей, заранее «вооружившись» адвокатами. Но недаром говорят: сколько веревочке ни виться…
Возмездие
Этот необычный процесс стартовал в Ленинском райсуде в начале апреля. Уже на первом заседании председательствующий сразу же поинтересовался, есть ли возражения против присутствия в зале представителей «Столицы С». «Не возражаю!» — произнес Потапов, бросив внимательный взгляд на журналиста, словно запоминая. «Родился 25 июня 1973 года, — сообщил далее о себе суду лысеющий мужчина. — Зарегистрирован по ул. Большевистской, 113а». — «Проживаете там же?» — «Проживал, — поправляет подсудимый. — В тюрьме я сейчас! Считаю, что обвинение является ложным. Доказательства фальсифицированы и поддельны. А данные мне характеристики являются субъективным мнением! Хочу обратить ваше внимание, что одна из характеристик дана начальником колонии, который сейчас осужден за получение взятки и отбывает наказание. Начальник наказывал меня в ответ на мои слова о том, что он дезорганизует работу колонии! Я не состою на учете как потребитель наркотиков. По этому поводу я обращался к следователю. Однако все мои возражения органы обвинения игнорировали. В деле — одна вода! В нем есть справки о браке, справки из банков… Но все эти 12 томов уголовного дела не содержат моих возражений и доводы, в которых я указываю на ошибки следствия!»
Как в ходе прений, так и в последнем слове Александр Михайлович продолжал твердить о своей непричастности к огненным происшествиям. «Видеозапись не может являться доказательством, так как на ней эксперты не могут определить человека! — как говорится, с чувством, с толком и расстановкой зачитывал гражданин из клетки свои заранее подготовленные «труды», изложенные в тетради. — Я заявляю ходатайство: исключить из доказательств показания свидетелей Копыловых. И не оценивать судом фигуру человека, так как ее невозможно идентифицировать. И прошу суд в приговоре указать, в чем заключаются точные элементы фигуры и точность движения. И насколько это закономерно. И обосновать эту оценку по своему внутреннему убеждению!» При этом Потапов ссылался на различные даты заседаний, которые выписал заранее. «Уважаемый суд отказывает в оглашении показаний свидетеля, чем нарушает равенство сторон. Это — оговор невиновного Потапова! — здесь Потапов начинает уже говорить о себе в третьем лице, — Уважаемый суд грубо нарушил УПК!» Ну, и так далее…
В итоге служители Фемиды приговорили Александра Потапова к 16 годам особого режима и оштрафовали на 200 тысяч рублей. Отягчающим наказание обстоятельством суд признал рецидив преступлений. Но учел и смягчающие обстоятельства, включая положительные характеристики. Так, участковый характеризовал мужчину удовлетворительно. Жалоб на него не поступало. В употреблении спиртного замечен не был. А вот домком и другие жильцы оказались только самого лучшего мнения о «горе-убийце»! «В поведении — вежливый, скромный, доброжелательный, общительный». По месту работы этот менеджер по продажам сельхозтехники тоже характеризовался лишь с положительной стороны. Даже замечаний от руководства никогда не имел. Дескать, побольше бы таких!