Странный бизнес казахстанских олигархов Клебанова и Кана
В ноябре стало известно, что Генпрокуратура РК начала процесс экстрадиции из США экс-председателя правления Эксимбанка Еркына Амирханова. Как сообщали в ведомстве, его ожидает уголовная ответственность по статье 189 УК РК за присвоение и растрату вверенного чужого имущества. Так, в сентябре 2023 года следователи завершили расследование по фактам хищения в банке на сумму порядка 33 млрд тенге.
АО «Эксимбанк Казахстан» был лишен лицензии на проведение всех банковских операций 28 августа 2018 года. Решение суда о принудительной ликвидации банка было принято 28 ноября 2018 года и вступило в законную силу 16 января 2019-го.
Активы банка, по данным НБ РК, на 1 августа 2018 составляли 59,6 млрд тенге (сократившись на 32 млрд с начала 2018), ссудный портфель ― 37,3 млрд тенге, обязательства ― 43,7 млрд. В начале года количество проблемных займов не превышало 6,25%. В июне их количество увеличилось до 14%, в июле ― до 44%, а в августе ― до 70,25%.
Крупными акционерами банка были Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания (23,83% простых акций), ЕНПФ (11,52%) и ТОО «Импульс-R» (9,27%). Через группу компаний ЦАТЭК банк контролировали Еркын Амирханов, Сергей Кан, Александр Клебанов. В мае Амирханова, занимавшего должность предправления Эксимбанка, арестовали, обвинив в коммерческом подкупе. 28 августа АО «ЦАТЭК» сообщило, что больше не имеет к банку отношения: Совет директоров принял решение об отчуждении 23,8% акций АО «Эксимбанк Казахстан».
Амирханов в 2018 году покинул Казахстан. В своих редких интервью он утверждал, что средства выводил его партнер Александр Клебанов. По словам Амирханова, Клебанов пользовался доступом к президенту Назарбаеву через свою должность главы РГП «Беркут». Амирханов обвинил Клебанова и Кана в рейдерстве и отъеме имущества (31% акций АО «ЦАТЭК»). По словам Амирханова, когда он находился в СИЗО КНБ, его заставили оформить на себя акции «Эксимбанка», который на тот момент уже был банкротом. Что значит заставили? Прессовали значит, это у нас силовики умеют. Амирханов потребовал признать все договоры и соглашения незаконными.
Впрочем, странный бизнес Клебанова и его партнера Кана продолжился. В сентябре 2023 года стало известно, что долг АО «Севказэнерго» перед поставщиком угля составляет 1,8 млрд тенге. Эта информация вскрылась во время визита на Петропавловскую ТЭЦ-2 нового акима СКО Гауеза Нурмухамбетова.
Гендиректор «Севказэнерго» Анатолий Казановский уточнил, что задолженность состоит из просроченной — в сумме 1,1 млрд тенге и текущей ― в размере 700 млн. А виновато во всем, по его словам, министерство энергетики, которое поздно утвердило тариф на уголь: его рост с нового года составил 700 тенге, а тариф начал действовать с 1 июня. За пять месяцев предприятие получило убыток в размере 900 млн. Но информация с KASE (см. скрин) дает нам другие данные.
При этом в августе прокуратура Петропавловска совместно с другими уполномоченными органами провела проверку деятельности АО «Севказэнерго», по результатам которой были выявлены нарушения в сфере естественных монополий, метрологических требований, промышленной безопасности, экологии, гражданской защиты, труда, электроэнергетике. Также «Севказэнерго» занизило сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет на общую сумму 260 млн тенге (по корпоративному подоходному налогу, налога на добавленную стоимость и других видов налога).
AO было привлечено к адмответственности за нарушения требований по оплате труда; правил обеспечения безопасности и охраны труда; Закона о естественных монополиях и др. с наложением штрафа на общую сумму 108 млн тенге. В целом в доход государства взыскана сумма в размере 368 млн тенге.