«Жена джихадиста» Шамима Бегум проиграла последнюю апелляцию — ей не вернули британское гражданство
Эта группировка контролировала там значительную территорию и вела активные боевые действия.
Муж Бегум, обратившийся в ислам голландец, по имеющимся данным, сидит в сирийской тюрьме.
Зимой 2019 года британские журналисты нашли Бегум в лагере беженцев в Сирии. Она дала пространное интервью газете Times, в котором, в частности, утверждала, что взрыв на концерте в Манчестере в 2017 году, жертвами которого стали 22 человека, в том числе несколько детей, был «местью», и сравнивала его с военными ударами по целям ИГ.
После скандального интервью тогдашний министр внутренних дел Великобритании Саджид Джавид лишил ее британского гражданства «по соображениям национальной безопасности».
В июле 2020 года апелляционный суд постановил, что Бегум не может эффективно оспорить это решение, находясь в лагере беженцев в Сирии, и, таким образом, нарушено ее право на объективное судебное разбирательство.
Адвокаты Бегум доказывали, что решение МВД незаконно, поскольку в результате она оказалась вообще без гражданства (родители Бегум приехали в Британию из Бангладеш, но страна отказалась предоставить ей свое гражданство), и ей угрожает гибель или жестокое и унизительное обращение.
Однако в феврале 2021 года Верховный суд Великобритании отказал ей в разрешении приехать в страну для ведения дела о восстановлении гражданства, поданного против Министерства внутренних дел.
Бегум последовательно проиграла все свои судебные иски в попытке восстановить гражданство и вернуться в Великобританию и до сих пор проживает в лагере беженцев в Сирии.
В феврале 2023 года Специальная апелляционная комиссия по иммиграции постановила, что решение лишить ее британского гражданства было законным.
И вот теперь Апелляционный суд подтвердил это решение, причем, как говорится в постановлении, ключевым фактором так и остался вопрос национальной безопасности.
Дело Шамимы Бегум
Ольга Просвирова, корреспондент Би-би-си
Шамиме Бегом было 15 лет, когда она и две ее подруги — лондонские школьницы — взяли билет в один конец до Турции. Они знали, куда собираются, — в Сирию, на территорию, контролируемую «Исламским государством».
Британия тогда пыталась найти девушек, обещая, что школьницы могут вернуться домой, не опасаясь преследования. К девочкам применялись формулировки вроде «их заманил ИГ».
Примечательно, что спустя годы именно на этом и настаивала Шамима Бегум.
Перед судом стояли два главных вопроса. Во-первых, была ли Шамима жертвой торговли людьми и сексуальной эксплуатации? Во-вторых, представляет ли она угрозу для национальной безопасности?
Решение Апелляционного суда буквально значит следующее: даже если есть основания полагать, что она была жертвой торговли людьми, это не значит, что она не представляет сейчас угрозу Британии.
В конечном счете, жертвой она могла быть много лет назад. А за то время, что Шамима находилась в Сирии, она придерживалась радикальных взглядов и не скрывала этого. Более того, она говорила, что на жалеет о своем решении приехать в Сирию, ведь она мечтала жить по законам халифата.
«Когда я впервые увидела отрезанную голову в мусорке, меня это не шокировало. Это была голова пленного бойца, захваченного в битве. Врага ислама», — так рассуждала она. Ее не смущали и убийства заложников: «Они въезжают в Сирию и угрожают безопасности халифата».
Теперь безопасности, но уже Британии, угрожает сама Шамима, считают британские власти.
В Сирии девушку нашли случайно, когда журналисты приехали делать репортаж о лагере «Аль-Хол», где содержатся жены джихадистов. На тот момент беременная Шамима (ее ребенок позднее умер) вышла к журналистам полностью покрытая. Спустя годы, по мере того, как Бегум боролась за возможность вернуться в Британию, ее стиль изменился: теперь она носит майки, кепки, худи и солнечные очки. И уверяет, что угрозы не представляет.
Сегодня суд решил, что она законно лишена британского гражданства. Но, вероятно, это не конец многолетнего спора с британскими властями: у адвокатов Шамимы есть возможность обратиться к Верховному суду, в котором рассмотрение дела может затянуться на несколько лет. Бегум в это время останется в сирийском лагере.
Распечатать