Запоздалое преступление
Остывший след
Скандал начался со странного иска, который был подан Арбитражный суд Москвы. Это было заявление о признании ПАО «СПб Биржа» банкротом. Заявление приняли и зарегистрировали. Дело № А40-276928/2023. Когда известие об банкротстве эмитента попало в СМИ, на торгах случился полный хаос. Акции биржи стали стремительно падать, и упали более чем на 34%.
«СПб Биржа» выступила с официальным заявлением, о том, что не подавала никаких заявлений о банкротстве. Все вернулось на круги своя, но ущерб площадке был нанесен серьезнейший. Уже тогда, в официальном релизе компании появилась строчка о том, что биржа собирается обратиться в правоохранительные органы «в ближайшее время». Ближайшее время растянулось вплоть до конца февраля 2024 года. Почему так произошло?
Подкованные в этой сфере инсайдеры заявляют, что «СПБ Биржа» ждала результатов финансового расследования Банка России. Регулятор все же признал заявление о банкротстве подложным. Кроме того, были установлены факты манипулирования рынком на торгах, в тот день, когда было заявлено о банкротстве биржи. Махинации происходили с акциями «СПБ биржи».
Расследование показало, что торговая площадка не подавала никакого заявление о банкротстве. Центробанк заявил, что эти противоправные действия расценены как «умышленные действия повлиявшие на ход торгов».
События развивались следующим образом. 27 ноября в течении почти 20 минут после того, как открылась основная торговая сессия, акции СПБ Биржи резко упали в цене. Если выразится языком трейдеров: «Это был самый быстрый шорт на Диком Западе».
«Снижение было вызвано распространением недостоверной информации о подаче ПАО «СПБ Биржа» заявления о признании его банкротом в Арбитражный суд города Москвы, что привело к существенным отклонениям параметров торгов акциями», — официально пояснил ЦБ.
Так как информация о получении документов о банкротстве была размещена на публичных ресурсах, и ее прочитало большое количество заинтересованных лиц, то Банк России пришел к выводу, что все это «манипулирование рынком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Сыр-бор
Все эти официальные заявления регуляторов были очень кстати, но общую картину случившегося не объясняли от слова совсем. После того как стало известно, что биржа вовсе не банкрот, в сыром тумане Питера появились слухи о том, что речь то шла в общем, о довольно крупной задолженности «СПБ Биржи». Потенциальные кредиторы были названы тоже гораздо позднее, то есть сейчас.
По слухам, «просрочка» у торговой площадки образовалась то ли перед Сбербанком, то ли перед ВТБ. Называлась сумма в 435 млн. рублей. Но тут на историю снова как коршун, пал знаменитый питерский туман, в котором как известно концов не найти. ВТБ тут же открестилось от каких-либо долгов в свою сторону, не было мол, ничего не знаем. Сбербанк пока что ничего не пояснил, ограничившись корректным молчанием, но в официальной отчетности торговой площадки вообще не значится никаких долгов. Прямо мистика какая -то! Иными словами: есть в чем покопаться силовым структурам. Но как мы уже знаем, заявление в правоохранительные органы было подано только сейчас. С большим опозданием. Что мешало биржевикам сделать это раньше?
В финансовых кругах почтенные зрители так объясняют этот момент: кто-то, из крупных топ-менеджеров биржи играл «в темную», либо выкупил собственные акции по дешевке, либо очень удачно сыграл на упавшем курсе. Инсайдеры утверждают, что в махинациях заинтересованы могли быть очень многие и поэтому тут надо искать в общем-то, не только следы мошенничества, сколько коррупции.
Другие источники сообщают, что силовикам там в общем и нечего расследовать, ведь схема махинации была проста как «пирожок с капустой». Для того чтобы акции «покатились к чертям» ничего сложного не нужно – только подделанная доверенность от имени торговой площадки. Сойдет любой скан печати Биржи, (была бы официальная бумага на руках), немного фантазии и лучший друг мошенника – старый добрый фотошоп. Главный фокус в том, что для подачи заявления в суд не требуется усиленная квалифицированная электронная подпись. И так сойдет.
Сегодня в финансовых кругах уже обсуждают слухи о том, что фальшивый документ, на основании которого суд зарегистрировал иск, имел подпись генерального директора «СПБ Биржи» Евгения Сердюкова. Штамп на фэйке – похож на печать биржи старого образца. Как говорят в кулуарах, «с первого взгляда было понятно, что это фальшивка».
Именно эти «веселые» бумажки теперь и предстоит изучать сотрудникам УБЭП ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ло, и в конечном итоге выйти на интересанта (если в итоге биржа не выйдет сама на себя). Тем временем торговая площадка поспешила подложить себе соломки на будущее: акционеры «СПБ биржи» одобрили покупку полиса страхования ответственности. Страховая сумма – 1,5 млрд. рублей. Полис включает в качестве застрахованных лиц, «прошлых действующих или будущих топ-менеджеров». Имеется в виду, что члены совета директоров, члены правления, должностные лица и работники компании теперь будут иметь средства на покрытие убытков и ответственности, ведь сюда входят все юридические, судебные и другие расходы, которые «понес или понесет застрахованный по действиям или бездействиям, занимая свою должность».
Учитывая политическую обстановку, санкции, и как оказалось, простоту исполнения крупной махинации, такая страховка действительно будет не лишней.