«ЛОЭСК» «консолидируют» «под Рюмина»?
В конце декабря АО «ЛОЭСК» выиграло суд у комитета финансов Ленобласти: разбирательства касались взыскания убытков за 2020 год в размере 2,4 млрд рублей. До этого, в октябре, электросетевая компания в судебном порядке добилась взыскания еще 2,3 миллиарда – убытков за 2019 год. Их образование связано с приказом ЛенРТК о тарифах на услуги по передаче электроэнергии, сократившим необходимую валовую выручку (НВВ) «ЛОЭСК» в 2019-2021 гг. на 3 млрд рублей. На 2023 год ЛенРТК снова установил для предприятия заниженный уровень НВВ – 4,85 млрд рублей вместо запрашиваемых 11,9 миллиарда. Такая политика грозит банкротством компании, вынужденной компенсировать недополученные средства банковскими кредитами, а кроме того, усиливает позиции главного конкурента «ЛОЭСК» - ПАО «Россети Ленэнерго», которым в 2018-2021 гг. руководил действующий гендиректор электросетевого гиганта Андрей Рюмин. Эксперты отмечают значительные преференции «дочерней» структуре «Россетей» со стороны команды губернатора Александра Дрозденко, следствием чего стал рост ее финансовых показателей. При этом чистая прибыль «ЛОЭСК» за последние годы сократилась более чем вдвое. Учитывая, что руководством «Россетей» взят курс на консолидацию электросетевого рынка в регионах, речь может идти о вытеснении конкурента, обслуживающего более 1 млн потребителей. Аналогичные тенденции на установление монополии прослеживаются еще в целом ряде субъектов РФ, где отрабатываются похожие сценарии. Например, в Кировской области Региональная тарифная служба снизила тариф для ОАО «Коммунэнерго» – конкурента «Кировэнерго», местной «дочки» «Россетей», вследствие чего финансовые потери компании составили порядка 135 млн рублей. Последовавшие за этим судебные разбирательства привели к появлению у «Коммунэнерго» колоссальных долгов, выплатить которые кировский губернатор Александр Соколов грозится за счет продажи активов предприятия. В Курской области руководство входящей в структуру «Россетей» компании «Курскэнерго» прямо заявило о планах установления контроля над перспективным конкурентом в лице АО «Курские Электрические Сети» (КЭС), что привело к судебным разбирательствам, связанным с нежеланием «дочки» федерального предприятия своевременно оплачивать услуги смежных сетевых организаций, в число каковых входят и КЭС.
«ЛОЭСК» возвращает миллиарды
Накануне новогодних праздников предприятие «ЛОЭСК – электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» выиграло в апелляционной инстанции разбирательства с комитетом финансов Ленобласти, получив право на взыскание убытков за 2020 год в размере 2,4 млрд рублей. Как отмечает «Коммерсант», это уже второй иск к комитету, выигранный компанией в апелляции за последние два месяца: в октябре «ЛОЭСК» в судебном порядке добился взыскания еще 2,3 миллиарда – убытков за 2019 год.
Образование убытков напрямую связано с приказом ЛенРТК о тарифах на услуги по передаче электроэнергии, в соответствии с которым величина необходимой валовой выручки (НВВ) «ЛОЭСК» в 2019-2021 гг. сократилась на 3 млрд рублей. Принятие решения чиновники объясняли предписанием ФАС, в конце 2018 года опубликовавшей итоги проверки тарифных решений в регионе в 2015-2018 гг., поручившей проанализировать расходы электросетевой компании на указанную сумму и рекомендовавшей снижение НВВ.
В свою очередь, в «ЛОЭСК» заявляли об исполнении предписания антимонопольного ведомства досрочно, частично и с грубыми нарушениями, а также о применении двойных стандартов в регулировании тарифов. Вот только в конце ноября прошлого года история повторилась: на 2023 год ЛенРТК в очередной раз установил для «ЛОЭСК» заниженный уровень НВВ – 4,85 млрд рублей вместо запрашиваемых 11,9 миллиарда. Для сравнения: в 2021 году компания рассчитывала на 8,4 миллиарда, но в итоге были утверждены только 1,6 млрд рублей
Издание «Деловой Петербург» отмечало, что такое положение вещей грозит предприятию банкротством, так как недополученные средства приходится компенсировать банковскими кредитами. Одновременно эксперты связывали происходящее с трендом на консолидацию электросетевого рынка в субъектах РФ. Проще говоря, «дочерним» структурам ПАО «Россети» (в Ленобласти таковой является компания «Россети Ленэнерго») конкуренция в регионах не нужна.
Цель - «добить» конкурента «Россетей»?
Заметим, что у ПАО «Россети Ленэнерго» имеются собственные претензии к администрации Ленобласти в части тарифного регулирования. Еще в 2020 году компания обратилась в суд с заявлением о взыскании с региона 17,4 млрд рублей. В феврале прошлого года стороны договорились о подписании регуляторного соглашения, однако от заключения мирового соглашения о взыскании убытков в областном правительстве уклонились. Эксперты «Коммерсанта» видели выход в долгосрочной реструктуризации заявленной в иске суммы, указывая при этом на дефицит бюджета (по итогам 2022 года он прогнозировался в размере 20,8 млрд рублей), а также в получении федеральных средств.
Новости по теме: На Микояновском мясокомбинате в Москве произошёл пожар
Кстати, НВВ для «дочки» «Россетей» в регионе на 2023 год установлен ЛенРТК в размере 26,55 млрд рублей, что более чем в пять раз превышает НВВ для «ЛОЭСК». Официально столь существенная разница объясняется количеством условных единиц оборудования у каждой из организаций: если на балансе «ЛОЭСК» их 107 тыс., то у «Россети Ленэнерго» – 213 тыс.
Между тем, «Ведомости» обращают внимание на одно немаловажное обстоятельство: чистая прибыль «ЛОЭСК» снизилась с 3,3 млрд рублей в 2018 году до 1,5 миллиарда в 2021-м; по итогам трех кварталов 2022 года компания вообще получила убыток в размере 576 миллионов. За тот же период «Россети Ленэнерго» увеличили чистую прибыль почти вдвое: с 10,4 млрд рублей до 19,8 миллиарда; за три квартала прошлого года чистая прибыль предприятия составила 14,7 миллиарда. Издание напоминает о беспрецедентном случае, когда в 2021 году приказом регулятора тариф для «ЛОЭСК» был установлен в размере 1 копейки!
Кроме того, по информации все тех же «Ведомостей», в феврале прошлого года власти Ленобласти, вопреки решению Верховного суда, подписали с «Россети Ленэнерго» соглашение, предусматривающее компенсацию компании недополученной тарифной выручки за 2011-2020 гг. в размере 10,2 млрд рублей: указанная сумма должна быть учтена в бюджете при ежегодном установлении тарифов для предприятия до конца 2028 года. Естественно, что руководство «ЛОЭСК» обжаловало это соглашение в судебном порядке.
Преференции просто-таки бросаются в глаза! Видимо, именно так должна выглядеть пресловутая «консолидация», в процессе которой подчиненные губернатора Александра Дрозденко прикладывают максимум усилий для вытеснения с рынка предприятия, обслуживающего более 1 млн потребителей. В одном можно не сомневаться: все происходящее играет на руку гендиректору и председателю правления «Россетей» Андрею Рюмину, в 2018-2021 гг. возглавлявшему «Россети Ленэнерго». По странному (и возможно, далеко не случайному) стечению обстоятельств именно в это время началась описанная выше тарифная неразбериха, вылившаяся в длительные судебные разбирательства, точка в которых до сих пор не поставлена.
«Война» за курские электросети
Российские СМИ неоднократно писали о попытках установления энергетической монополии структур ПАО «Россети» в регионах, зачастую сопровождающиеся громкими скандалами. Так, в одной из публикаций издания «Наша Версия» подробно рассказывалось о «битве за электричество», развернувшейся в Курской области и ставшей настоящей головной болью для главы региона Романа Старовойта.
Суть конфликта заключалась в судебном противостоянии являющейся филиалом «Россетей» компании «Курскэнерго» и АО «Курские Электрические Сети» (КЭС). Руководство «дочки» федерального предприятия не скрывает своих «монополистических» планов:
«Учитывая, что АО «Курские Электрические Сети» являются вторым по величине электросетевым предприятием Курской области, ПАО «Россети Центр», в рамках указанных выше задач, заинтересовано в установлении контроля над его деятельностью путем приобретения 100% пакета акций Общества», – цитирует «Наша Версия» фрагмент официального письма за подписью директора филиала ПАО «Россети Центр» «Курскэнерго» Сергея Демидова.
Для реализации поставленной задачи, руководство «Курскэнерго» не нашло ничего лучшего, как задерживать оплату за оказание услуг смежных сетевых организаций, в число каковых входят и КЭС. В итоге денежные средства за передачу электроэнергии перечислялись со значительным опозданием и не в полном объеме. Следствием стали многочисленные иски, направленные в арбитраж в отношении «Курскэнерго»: по состоянию на начало июля 2022 года, общая сумма задолженности предприятия оценивалась более чем в 440 млн рублей.
И снова совпадение: долги в сотни миллионов перед курскими энергетиками стали формироваться после назначения Рюмина главой «Россетей». Его политику взял на вооружение действующий гендиректор ПАО «Россети Центр» Игорь Маковский – бывший руководитель калининградского АО «Янтарьэнерго», в свое время передававший крупные подряды аффилированным коммерческим структурам. Кроме того, «Янтарьэнерго» завязло в судебных разбирательствах из-за долгов по договору с ООО «Дельта-С», а также оказалось привлечено к административной ответственности за необоснованное завышение тарифов и оштрафовано на 20,1 млн рублей.
К слову, АО «КЭС» представляет собой довольно лакомый «кусок» энергетического «пирога»: по итогам 2021 года его выручка составила 1,4 млрд рублей, прибыль – 54,4 миллиона, стоимость активов – 2,5 миллиарда. Портфель госконтрактов компании в качестве поставщика превышает 297 миллионов, в качестве заказчика – 3,5 млрд рублей. Тот факт, что подчиненные господина Рюмина решили прибрать КЭС к рукам, удивления не вызывает. Поражает демонстративное бездействие регионального и муниципального руководства (50% плюс одна акция компании находятся в собственности города Курска), перед лицом потери предприятия, чьи налоговые выплаты в областной и местный бюджеты ежегодно составляют порядка 120 млн рублей.
Новости по теме: В российском городе ввели режим ЧС
«Крайние меры» кировского губернатора
Не менее показательная ситуация сложилась в Кировской области, где в 2019 году Региональная тарифная служба снизила тариф для ОАО «Коммунэнерго» – непосредственного конкурента «Кировэнерго», местной «дочки» «Россетей», объяснив принятое решение предоставлением недостоверных сведений, в том числе, о протяженности электросетей. В результате «Коммунэнерго» недополучила порядка 135 млн рублей. Это напоминает происходящее в Ленобласти, разница лишь в объеме денежных средств. Но, как говорится, в каждой губернии – свои масштабы.
В результате судебных разбирательств «Коммунэнерго» обязали возместить «Кировэнерго» необоснованное обогащение в размере 247 миллионов. В мае прошлого года в «Коммунэнерго» началось сокращения персонала: СМИ сообщали о трехстах энергетиках, оставшихся без работы. Финансовые показатели предприятия также резко ухудшились: если в 2020 году при выручке в 1,6 млрд рублей оно задекларировало прибыль в размере 88,2 миллиона, то в 2021-м выручка осталась прежней, зато убытки составили 41,5 миллиона.
Соответственно, начались проблемы с выплатой зарплаты: на конец ноября задолженность оценивалась в 20 млн рублей
Но энергетическая «империя» Рюмина продолжает добивать находящегося в кризисном состоянии конкурента: не далее, как в конце декабря ПАО «Россети Центр и Приволжье» обратилось в кировский областной арбитраж с заявлением о взыскании с «Коммунэнерго» задолженности в 28,1 млн рублей по договору уступки права требования. Складывается впечатление, что еще вчера успешное предприятие усиленно подводят к банкротству. Чью сторону займет кировский губернатор Александр Соколов догадаться не сложно: в ноябре на совещании с членами областного правительства он заявил о готовности региона установить контроль над котельными «Коммунэнерго».
Кто станет главным претендентом на «тепловые активы»? Конечно же выступающие в качестве кредитора «Россети», возможно добивающиеся именно такого развития событий. Вот только аппетиты монополиста простираются далеко за пределы Кировской области, ведь тот же самый «ЛОЭСК», даже с учетом снижения выручки, все еще приносит миллиарды. И здесь стоит задаться вопросом: поможет ли федеральный центр сохранить конкуренцию на энергорынке или будет спокойно наблюдать за тем, как одна за другой сдают позиции местные электросетевые компании?