Университет под руководством Борзова стал участником мошенничества
Арестовывать его пришла сводная бригада из экономической полиции, СК, ФСБ, в том числе пограничного отдела, Росгвардии в качестве спецназа. Обвинение Борзову и другим сотрудникам вуза – легализация африканских и ближневосточных граждан по документам студентов. По данным корреспондента «Нашей версии», разработка этой схемы заняла у оперативников 87 дней.
Не зачет
Университеты давно стали кормушкой для определенных людей, они же преподаватели и работники вузов, а также лиц с ними связанных. Органы в последние годы часто ставят им не зачет. Однако банальные взятки за поступления и экзамены, хоть, конечно, еще имеют место быть, но в последнее время уступили место коррупции для легализации иностранцев. За 45-летним ректором Санкт-Петербургского реставрационно-строительного университета Александром Борзовым пришла контрразведка. Конкретнее - четвертая служба питерского УФСБ. Но при поддержке и других силовых структур, а имелся еще и СОБР. Тем более несколько лет назад погранслужба вошла в ФСБ, хотя может стать и отдельным ведомством. Для них тема незаконной легализации иностранцев, собственно, «професьон де фуа».
150 тысяч принесли 100 миллионов
Итак, помимо Борзова задержаны еще пять или шесть человек (данные еще уточняем) из Санкт-Петербургского реставрационно-строительного университета, а еще примерно столько же посредников арабского происхождения. Цитируем СМИ: «Как полагает следствие, Борзов занимался подготовкой документов для оформления обучения иностранцев. Бумаги уходили в отделы миграции полиции (в том числе в отделение в переулке Крылова), после этого оформлялись визы.
По версии следствия, в действительности, обучение не планировалось и не осуществлялось. На лицо мошенничество. При этом готовились документы и на продление обучения. Подельник Борзова, 52-летний предприниматель Валерий Урбан, выполнял функцию поиска желающих. На кадрах видно, что спецназ вскрывает сейф. По предварительным данным, за подготовку документов зарубежные гости платили около 150 тысяч рублей. Оказывались и иные сопутствующие услуги. По версии следствия, за несколько лет члены группы заработали около ста миллионов рублей».
Как рассказывают сейчас в питерской ФСБ, на «учебу» в данный вуз «поступали» граждане Египта, Алжира, Туниса, Сирии, Узбекистана и Туркмении. По данным СПАРК, в прошлом году вуз получил 4 миллиона чистой прибыли. Но это «белые» деньги. А вот сколько заработано на сомнительных схемах, сейчас детально изучает следствие. Удалось кратко переговорить с одним из оперативников. По его данным, левые деньги шли не только налом, но и в «крипте»: «Так проще маскироваться»; «схемы были по налу, но редко, электронные кошельки также задействовались»; «на разработку данной ОПГ ушло 87 дней, это довольно споро».
К ректорам приходят, как по расписанию
Да, российские вузы порой занимаются не слишком легальными вещами, но если писать про «вышку» северной столицы, то были цветастые скандалы с Санкт-Петербургским аграрным университетом, об этом можно почитать здесь. Имелись традиционные, назовем это нюансами, с Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов, оскандалился Педиатрический университет, буквально в прошлом году Северо-Западный университет народного хозяйства и государственной службы также угодил в коррупционный скандал. Да примеров масса. И экономическая полиция приходит к ректорам как по расписанию. Однако речь в таких деяниях идет об обычной коррупции. Взятки большие за поступления, взятки малые за экзамены и зачеты. А вот про легализацию иностранцев через вуз, тем более «дальних», в Питере еще не слышали. Тем любопытнее кейс Борзова.
Один из преподавателей Михайловской военной артиллерийской академии (СПб), где учатся парни-офицеры из Ирана, Анголы, Северной Кореи, Венесуэлы, Мозамбика и других стран, рассказал корреспонденту «Нашей версии» по данному конкретному поводу: «Мы не можем просто так принять студентов из «дальнего зарубежья» - кандидатуры утверждаются в Минобороны, это хоть и студенты, но уже люди в погонах. Но наш вуз государственный, а обсуждаемый Санкт-Петербургский реставрационно-строительный университет – частный. Мое мнение, именно мое мнение, не претендую на истину, что частных учреждений высшего образования быть не должно. Все стандарты в вузах должно контролировать государство. Если иначе – возникают проблемы, не только коррупция, а дискредитация высшего образования как такового. Им точно не зачет».
Тут действительно личное мнение. Но, как говорится, что сказано, то сказано. Однако можно представить, зачем нужна легализация в России людей из упомянутых стран, кроме Египта. Вроде не самая бедная страна. Здесь уже поведал сотрудник экономической полиции: «Будете смеяться, но египтяне (точнее, это арабы в основном, если по этносу) хотят легализоваться в России после женитьбы на россиянке. Конечно, это, как правило, делается в корыстных целях. Раскручивают дамочек. Но тут как у Пушкина – «ах обмануть меня не сложно - я сам обманываться рад».
Распечатать