Как Цыденов управляет активами и олигархами Бурятии в конфликте Троценко и Свиблова
Новый пассажирский терминал аэропорта «Байкал» столицы Бурятии Улан-Удэ начал принимать внутренние рейсы. Инфраструктура рассчитана на прием 400 пассажиров в час, а старый терминал в ближайшее время будет переориентирован на международное направление. Инвестором проекта выступает «Новапорт Холдинг» скандального миллиардера Романа Троценко.
Подряд
Строил аэропортный терминал подрядчик ООО «Спектрум-Холдинг», который сегодня на 100% записан на Владимира Иванова. До 2023 года в капитале компании значились кипрский офшор И.СИ.ЭМ.ЭЙЧ. ИНЖИНИРИНГ КОНСТРАКШН МЕНЕДЖМЕНТ ХОЛДИНГС ЛТД и Петр Мазаев, который в марте прошлого вышел из дивизиона «Спектрум».
Теперь ООО «Спектрум-Холдинг», ООО «Спектрум-Сервис» и ООО «Спектрум-Строй» записаны на Иванова и только в ООО «Спектрумстройсервис» у предпринимателя есть соучредитель в лице ООО «Форпост» Армана Мертиняна. «Спектрум-Холдинг» строит аэропорты в России не только для «Новапорт Холдинга», но и для «Реновы» Виктора Вексельберга.
Данный проект был реализован на заемные деньги при содействии полпреда Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и под контролем главы Бурятии Алексея Цыденова.
При участии Троценко
Троценко, по слухам, в конце десятых годов претендовал на разработку бурятских месторождений, которые до 2017 года были подконтрольны Михаилу Слипенчуку, но команда Цыденова выбрала вместо него олигарха Владислава Свиблова. В качестве компенсации Троценко получил подряд на терминал в аэропорту Улан-Удэ.
Аналогичная история у Троценко и Свиблова произошла по Култуминскому месторождению в Забайкальском крае. В борьбе за этот подряд также первенствовал Свиблов. После начала СВО Троценко разочаровался в России, начал отходить от управления бизнесом и готовить уход на постоянное место жительства за границу, а Свиблов, напротив, берет актив за активом, и здесь ему помогают не только Цыденов, но и глава «Ростеха» Сергея Чемезов, как это произошло с месторождением Ак-Суг в Тыве. Там объект был попросту отобран у олигарха Михаила Прохорова.
Ермаковское досталось Свиблову
История Ермаковского месторождения бериллия является показательной. До 2017 года объект находился под контролем ИФК «Метрополь» Слипенчука, после чего эта компания была оттуда выдавлена. Проект стоял семь лет до марта 2024 года, когда стало известно, что он перешел под контроль Свиблова.
Данное решение не могло состояться без содействия Цыденова, потому что одним из компонентов стало расширение ТОР «Бурятия» на месторождение «Ермаковское». Задачей этого действия является предоставление Свиблову налоговых льгот.
Работы над Ермаковским месторождением будут проводиться через ООО «Ермаковское», где Свиблов стал единственным учредителем 27 апреля 2024 года. До этого зарегистрированная в 2018 году компания была записана на кипрские офшоры ФОКСРА ХОЛДИНГС ЛТД и РЕПРА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД. 27 августа 2024 года на долю Свиблова был установлен залог, а это значит, что под актив были выданы кредитные деньги.
По «московской» схеме
Интересно, что на ФОКСРА ХОЛДИНГ ЛТД сегодня записано ООО «Промышленные инвестиции», которое имеет нулевую выручку и чистую прибыль в 341 млн рублей. Кроме офшора там учредителем значится Станислав Лучицкий, который в 2021 году был замгендиректора ООО «Руссдрагмет». Данная организация относится к Highland Gold Mining, которую Свиблов выкупил у Романа Абрамовича в 2020 году.
Аналогичный сюжет и с офшором РЕПРА ИНВЕСТМЕНТС ЛТД, который владел закрытым в октябре 2023 года ООО «Энтрада». В данной структуре среди учредителей с 2019 по 2020 годы фигурировал такой персонаж как Олег Солнышкин, имя которого ассоциировано не только со Свибловым, но и с Троценко, а также девелоперами Сергеем Гордеевым из ГК ПИК и Павлом Тё из Capital Group.
Свиблов ранее работал у Гордеева, поэтому неудивительно, что в схеме с месторождением появился Солнышкин, который в этой группе лиц занимается подобными вопросами.
Разговор здесь о крайне неблаговидных делах – банкротстве крупных московских предприятий, с целью передачи их территории под застройку. Нечто похожее произошло в Бурятии с активами Слипенчука, который был лишен прав на месторождения из-за того, что не выполнил требования, но это было невозможно сделать без содействия властей и финансирования. Затем активы были переоформлены и в результате многоходовки одно из месторождений Слипенчука в итоге досталось Свиблову.
Глава Бурятии активно перераспределяет активы между олигархами и за счет этого держит ситуацию в экономической жизни республики под контролем. Содействие ему здесь, возможно оказывает мэр Москвы Сергей Собянин, с сотрудничества с которым Цыденов начал правление данной республикой, поэтому неудивительно, что там в итоге оказался Свиблов.
Наследство Слипенчука
«Новапорт Холдинг», который входит в группу AEON Троценко, пришел в Улан-Удэ в 2017 году, выкупив «Байкал» у бывшего депутата Госдумы РФ и владельца ИФК «Метрополь» Слипенчука.
Стоимость сделки составила 5 млн долларов, хотя эксперты тогда считали, что объект стоил как минимум 10 млн долларов. Сделку контролировал новый глава республики Цыденов, который заявил о том, что власти рассчитывают на приход инвестиций вместе с Троценко.
Слипенчук отдал «Байкал» за те же деньги, что и купил его в 2011 году у австрийского фонда Meinl Airports International. Уход предпринимателя из бизнеса был связан со сворачиванием его присутствия в Бурятии, на которую он ранее сделал большую ставку.
В марте 2011 года Слипенчук сначал стал депутатом бурятского МО «Еравнинский район», а затем в декабре был избран от регионального списка «Единой России» в Госдуму РФ, где проработал депутатом до 2016 года. После прихода Цыденова в главы Бурятии в феврале 2017 года позиции Слипенчука в республике полностью обвалились, и он ушел из региона.
Дело «Алмазювелирторга»
Проблемы Слипенчука начались за год до этого. Весной 2016 года Виктор и Борис Афонин были задержаны и привлечены к ответственности за хищение у «Алмазювелирторга» 530 млн рублей и 9,5 млн долларов. После этого Слипенчук был вынужден снять свою кандидатуру с праймериз «Единой России» в Бурятии и отказаться от переизбрания в Госдуму РФ осенью 2016 года.
Махинации Афониных были связаны с Международным акционерным банком, который в момент совершения преступления был подконтролен Слипенчуку. Председатель правления данной кредитной организации Виктор Трепель также был привлечен к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями, но к Слипенчуку вопросов у правоохранителей не возникло. Тем не менее предприниматель потерял думский мандат и после прихода Цыденова в Бурятию был вынужден отказаться от бурятских активов.
Холоднинское месторождение
Кроме аэропорта Слипенчук продал в Бурятии одной из дочек АФК «Система» Владимира Евтушенкова офисно-гостиничный комплекс «Бурятский деловой центр», а также отказался от Холоднинского и Ермаковского месторождения полиметаллов. В начале десятых годов Слипенчук зашел в Бурятию именно ради этих активов, он даже в Госдуме был зампредом комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, но планы предпринимателя рухнули из-за скандального дела Афониных.
Уходу Слипенчука также посодействовали Роснедра, которые отозвали у ИФК «Метрополь» лицензию на Холоднинское месторождение, которое считается одним из самых больших в мире по залежам свинца и цинка. ООО «ИнвестЕвроКомпани» (дочка «ИФК «Метрополь) якобы не представила в срок технико-экономическое обоснование проекта. Одновременно с решением ведомства были поставлены вопросы по экологии Байкала, берег которого находится в близи от залежей.
Месторождение с тех пор находится в замороженном состоянии, но про него не забудут. Рано или поздно подходящей инвестор и подрядчик будут найдены, слишком много металлов там заложено. Похоже, команда Цыденова сейчас думает над тем, как реанимировать этот проект.