900 миллионов долгов, скандалы и уголовное дело: как падал застройщик ЖК "Победа"
Компания должна кредиторам почти 900 млн рублей.
Решение областной арбитражный суд вынес 18 декабря, его мотивировочная часть была опубликована 10 января. Теперь кредиторы вольны решать, как поступить с субсидиаркой — взыскать ее с контролирующих лиц в рамках банкротной процедуры, продать или уступить частично другому кредитору сообразно размеру его требований к должнику.
Заявления о субсидиарной ответственности подавалось еще весной 2023 года. Конкурсный управляющий Александр Леонтьев хотел заставить отвечать рублем по долгам компании всех связанных с ней лиц - и Константина Колесниченко, и его супругу, его сына Дмитрия Колесниченко. Но арбитраж в итоге усмотрел поводы для ответственности только для Колесниченко-старшего и его жены. Точный размер суммы, которую могут выставить предпринимателям за СК «ЖБК-3», пока неизвестен. Он должен определиться после того, как все активы должника будут проданы, исходя из оставшихся неудовлетворенными требований кредиторов.
Обращаясь в суд за субсидиаркой, конкурсный управляющий заявил, что семейство Колесниченко вело неэффективный менеджмент, что привело к неплатежеспособности должника. Также он считал основанием для ответственности сделки, нанесшие ущерб компании и кредиторам.
Из материалов дела следует, что сын бизнесмена Дмитрий Колесниченко руководил СК «ЖБК-3» с июля 2012 по июль 2017 года. Светлана Колесниченко с 20 апреля 2017 и по 5 июля 2018 года была единоличной владелицей компании. Сейчас ее доля в уставном капитале составляет 13,03%. Размер обязательств СК «ЖБК-3» перед кредиторами на 30 сентября прошлого года составлял 879,7 млн рублей реестровых требований и за реестром еще 5,6 млн рублей.
Конкурсный управляющий обратил внимание суда, что просроченные обязательства у компании имелись еще по состоянию на 31 мая 2019 года. С этой даты началась просрочка кредитного обязательства родственной компании ЗАО «ПП ЖБК-3», по которому ООО «СК ЖБК-3» выступило поручителем. Следовательно заимодатель, Банк ДОМ.РФ мог обратиться за взысканием задолженности. Кроме того, у компании накопились долги перед ресурсоснабжающими организациями.
Назначенная определением суда от 23 октября 2023 года экспертиза тем не менее пришла к выводу, что положение должника на 30 июня 2019 года было достаточно устойчивым, имелось лишь некоторое снижение деловой активности. Но «несмотря на хорошее финансовое положение (что в свою очередь свидетельствует об отсутствии признаков неплатежеспособности), контролирующие лица должника прекратили платежи по кредиту с мая 2019 года, и по процентам – с июня 2019 года, что и послужило основанием для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника».
Но в этот спорный период Дмитрий Колесниченко директором компании уже не являлся, отметил суд, а потому отвечать по ее долгам не должен. Контролирующими лицами в период возникновения долгов были Константин и Светлана Колесниченко, они в итоге и остались в решении суда как ответственные за все.
Стоит заметить, что в бытность Дмитрия Колесниченко директором компании, ее дела шли неплохо. На 2017 год выручка составляла 1,2 млрд рублей, чистая прибыль - 57,1 млн. Но со сменой руководителя и приходом новой собственницы обороты внезапно начали падать. В 2018 году выручка уже упала до 660,4 млн рублей, а прибыль - до 27,9 млн. Еще через год выручка составила уже только 193,4 млн, а компания впервые за несколько лет показала убыток - 9,4 млн рублей. В 2022 году компания дает резкий подъем выручки, до 310,9 млн рублей, но чистый убыток превышает 59 млн.
Между собственниками стали возникать споры. Так, в 2020 году Светлана Колесниченко подавала иск к Дмитрию Колесниченко, требуя возмещения убытков обеим строительным компаниям - и ООО «СК ЖБК-3», и ЗАО «ПП ЖБК-3».
Договор СК «ЖБК-3» с Банком ДОМ.РФ, отмечается в решении суда, был заключен для того, чтобы рефинансировать старый кредит ЗАО «ПП ЖБК-3», взятый в 2016 году в Сбербанке, и пополнить оборотные средства компании. Но после заключения договора, как отмечает суд, Константин Колесниченко начал осуществлять «последовательные действия, направленные на выбытие активов ЗАО «ПП ЖБК-3». Данные сделки были оспорены в рамках банкротства ЗАО. О том, как активы выводились, «БВ» рассказывал подробно.
Сделки эти обернулись для Константина Колесниченко уголовным делом по статье 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Приговором Саратовского облсуда от 31 мая 2023 года бизнесмен был осужден к штрафу в размере 1,2 млн рублей. Приговор не обжаловался и вступил в силу.
На этих основаниях суд признал супругов Колесниченко субсидиарно ответственными по долгам СК «ЖБК-3» и ООО «ЖБК-3 Девелопмент». Заявления в рамках банкротства этих двух компаний объединены в одно производство. До полного расчета с кредиторами конкурсный управляющий пытался добиться ареста имущества контролирующих лиц компании на весь объем требований, то есть на 820,1 млн рублей, но суд ему отказал.
С 2021 года Константин Колесниченко был признан банкротом как физлицо, введена процедура реализации имущества должника. В личное банкротство попала и Светлана Колесниченко. В банкротном процессе ЗАО «ПП ЖБК-3», третьего застройщика «Победы», вопрос о субсидиарной ответственности так и не поднимался.
Распечатать