Фонд поддержки проектов НТИ ("Национальная технологическая инициатива) и АО "Корпорация Попов Радио" создали венчурный Фонд суверенных технологий НТИ (ФСТ НТИ). Он организован в форме инвестиционного товарищества в рамках проекта "Венчурное финансирование НТИ" с ожидаемым объемом инвестиций в 6,4 млрд рублей.
Новый Фонд собирается инвестировать в области беспилотной авиации и доставки грузов, микро- и радиоэлектроники, робототехники, технологий беспроводной связи. Но, учитывая, что Фонд этот должен быть плотно связан с "Российской венчурной компанией" (РВК), а также и с "Российским фондом прямых инвестиций" (РФПИ), который возглавляет неоднозначный чиновник Кирилл Дмитриев, за инвестиции эти становится тревожно.
Еще более тревожно, что партнером в этом нелегком деле оказалась "Корпорация Попов Радио", чьему руководителю Ивану Полякову в прошлом приписывали неблаговидные дела вплоть до "уголовщины" за уклонение от уплаты налогов.
Подробнее - в материале корреспондента The Moscow Post в Омской области.
Инвесторы с большой дороги
Новости по теме: Уволенный с треском прокурор Анапы Александр Фоменко за невероятные заслуги трудится «безопасником» СК РФ по республике Крым
Тревожно становится именно из-за наличия огромного количества скандалов, которые окружают вышеназванные организации. НТИ - это инициатива государственная. Ранее ее учредителем было государственное АО "Российская венчурная компания", которая, как ясно из названия, также занимается венчурными инвестициями.
С 2017 по 2020 год гендиректором РВК был Александр Повалко. Однако он "наинвестировал" себе на уголовное дело. Сегодня уголовное дело все еще рассматривается - Повалко инкриминируется злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Об этом пишет "Коммерсант".
Все дело как раз в инвестициях. С подачи господина Повалко РВК инвестировал $5 млн в британскую компанию, работающую в области полупроводников. В результате следствие считает, что возвращения инвестиций Повалко не обеспечил.
Судя по всему, значительная часть этих средств могла банально "раствориться" в британском офшоре. Ныне же достать их почти невозможно из-за антироссийских санкций, наложенных Великобританией, да и многими другими странами, в чьи компании успел вложить деньги РВК.
При этом, что удивительно, за кем сейчас закреплен РВК вообще не ясно. С 2022 года учредителем структуры перестало быть Росимущество, кто пришел ему не смену - вопрос. РВК, имея на балансе активов на 40 млрд рублей, по итогам 2021 года показал убыток в 317 млн рублей при наличии госконтрактов на почти на 20 млн в качестве заказчика и на 4,6 млрд в качестве поставщика.
Кому вообще наши власти дают распоряжаться деньгами от имени страны?
До мая 2022 года управляющей компанией самой РВК был "Российский фонд прямых инвестиций", государственная структура, которой управляет Кирилл Дмитриев. Господин Дмитриев - неоднократный герой публикаций The Moscow Post. Работу Фонда вряд ли можно назвать прозрачной, ряд проектов откровенно провалился, о чем скажем ниже, а самому Дмитриеву приписывают огромные богатства, которые сложно собрать на зарплату чиновником.
Кроме того, Дмитриев является содиректором РКИФа.
Ранее The Moscow Post писал о связанным с РКИФом ООО "Рубикон", которая должна была строить мост через реку Амур. Но в итоге строила не она - проект пришлось завершать РЖД. Странные получились "инвестции". Зачем тогда нужна была "прокладка" в виде Фонда - чтобы гипотетически была возможность вывести средства?
Сам "Рубикон" сначала выкупили в государственную собственность через РКИФ, а потом в долях фирмы неожиданно появились сразу несколько кипрских офшоров - "Лаксонт Холдингс Лимитед" и "Эксарзо Холдингс Лимитед".
Сегодня вместе с ними в учредителях "Рубикона" оказались АО "РЖД-Инфраструктурные Проекты" и АО "ВЭБ.ДВ". При этом убытки "Рубикона" по итогам 2021 года составляют 86 млн рублей, а активы за год выросли с чуть более 100 млн до 2,6 млрд рублей.
Т.е. можно сделать вывод, что после деятельности РКИФ и РФПИ государство не только вынуждено разбираться с убытками, но еще и накачивает структуру активами. Зачем - чтобы налоги шли в офшорные зоны?
Не говоря уже о том, что Дмитриеву при желании можно попытаться приписать работу на олигархов. Как минимум ранее офшору "Эксарзо Холдинг Лимитед" принадлежала часть акций "Детского мира", более половины которого принадлежит олигарху Владимиру Евтушенкову. Сам же РФПИ открыто участвовал в продаже акций "Детского мира".
И снова - какая связь между одним из богатейших людей страны и госфондом? Неизвестно. Зато, как утверждают авторы сайта "Момент истины", якобы у Кирилла Дмитриева и его супруги в 2020 году вдруг обнаружилась недвижимость на миллиард рублей. Кто бы сомневался.
Не исключено, что в ситуации с Фондом суверенных технологий он также может иметь свой личный интерес. Но действовать чужими руками проще.
Еще одной дочерней структурой РФПИ является ООО "Российско-китайский инвестиционный фонд Управления инвестициями" (РКИФ), которым руководит соратник Дмитриева Юрий Трофимов. Оказалось, что его полный тезка управляет сразу несколькими офшорами, среди которых есть компании с госучастием. Об этом писал The Moscow Post в статье "Офшорный ферзь Трофимов?"
Поближе к государству
А что второй участник? С некоторой натяжкой главу "Корпорации Попов Радио" Ивана Полякова тоже можно назвать олигархом. И уж точно - несильно далеким от власти.
Все последние годы завод продолжал исправно получать госконтракты - их набралось на общую сумму почти в 1,6 млрд рублей. Казалось бы, чего Попову не хватало? Но денег, видимо, много не бывает.
Новости по теме: Земельные активы Межтопэнергобанка могут уйти за копейки
Особенно, если значительная часть этих средств - кредитные. Ведь при господине Полякове завод долгое время буквально тонул в долгах. Одним из ключевых кредиторов являлся "Альфа-Банк" Михаила Фридмана. При этом кредитовать Полякова в свое время отказывался Сбербанк. И, видимо, неспроста.
Первые два года руководства Полякова, в 2002 году, завод закончил с крупными убытками в 21,2 млн рублей. Далее долгов становилось все больше. Даже для выполнения госзаказа требовались кредитные средства, которые не желал предоставлять Сбербанк, зато предоставлял господин Фридман.
В конце концов, Иван Викторович начал испытывать серьезные проблемы с возвратом задолженности. К началу прошлого десятилетия оказалось, что завод задолжал под 40 млн рублей только своим сотрудникам, не говоря о других долгах.
Интересно и то, зачем господин Поляков передал все активы Омского завода именно в МКР. Ранее бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко (признан иностранным агентом на территории РФ) утверждал, якобы Поляков пытается "спрятать" активы от неких рейдеров.
Но никаких "рейдов" на активы Полякова не было. А вот сам Алексашенко (признан иностранным агентом на территории РФ) - знатный выходец из когорты "либералов", которые активно участвовали в кризисе 1998 года, и ныне бежавших из страны. Как пишет РИА "ФАН", якобы ныне экономист трудится в структурах Госдепа отнюдь не на благо нашей Родины.
При таких "защитниках" Попов умудрялся ужиться с любым губернатором Омской области, несмотря на то, что "новая метла по-новому метет". Уже в нулевые года его пытались связать с тогдашним главой ФНС, нынешним Премьер-министром Михаилом Мишустиным.
До 2012 года гендиректором завода им. Попова был Владимир Репин. После до 2022 года он руководил отделением Управления ФНС по Омской области, утверждался нынешним Премьер-министром Михаилом Мишустиным.
Позже Репин же стал замглавы МЧС, а осенью 2022 года, его задержали по обвинению в крупной взятке. Причем инкриминируемые деяния он якобы совершал как раз в должности главы ФНС - по версии следствия, помогал предпринимателям уходить от налогов. Об этом пишет "Коммерсант". Кто удивится, если в числе этих предпринимателей оказался и Иван Поляков, бывший руководитель Репина?
Впрочем, к самому заводу, да и к Полякову никаких претензий не возникло. Между тем, он может быть связан и с бывшим губернатором Омской области Александром Бурковым, который буквально на днях был отправлен в отставку. В 2020 году бывший заместитель Буркова Владимир Компанейщиков занял пост руководителя АО "Корпорация Попов Радио". На этой должности он находится и сегодня.
Компанейщиков же активно сотрудничал и со структурами "МКР-медиа", об этом пишет издание "Новый Омск". МКР-медиа - это медиахолдинг, учрежденный как раз "Международной корпорация развития" Ивана Полякова.
Судя по всему, главная задача холдинга - информационное обслуживание и пиар структур Полякова и близких им организаций и должностных лиц. Надо ли удивляться, что структуры холдинга тоже оказались крупными получателями государственных контрактов? Например, ООО "МИКС", ООО "РА "Радио Сибирь" (45 млн рублей), ООО "Телемаркет Эфир". Одним из собственников этих структур наряду с МКР является Татьяна Ушакова - сестра Ивана Полякова. Она же ранее входила в руководящие органы Завода им. Попова.
Чьи интересы эта медиа-империя ныне обслуживают за бюджетный счет?
Деньги счет любят
Полякову действительно нужен позитивный пиар, ведь его самого окружают скандалы. Формально по образованию он юрист, но, похоже, образование это липовое. Ранее "Омскрегион" писал, что в распоряжении издания имеются ксерокопии документов, которые якобы показывают, что его диплом юриста мог быть подделан.
Учитывая, что второе высшее образование (дипломата) Поляков получал на базе первого, "липовым" может быть и второе образование. Такие люди теперь занимаются в России инвестициями?
При этом, как пишет "Омскрегион", к самому Попову гипотетически могут возникнуть вопросы силовиков.
В декабре 2013 года - январе 2014 года завод получил аванс в сумме около 4,5 млрд от одной из государственных структур. Полученные деньги руководством были потрачены на погашение кредиторской задолженности (2,7 млрд рублей), налоги, скорее всего, за прошлые годы (более 500 млн рублей).
Свыше 300 миллионов рублей руководством направлено на реконструкцию производственных помещений – но это не погашение долгов. Ранее же завод им. Попова дал неоднозначный кредит под сказочные проценты (1% на все 5 лет) в сумме 560 млн рублей самому Ивану Полякову. Он потратил их на покупку трехэтажного офисного здания с мансардой в Москве, куда и физически, и юридически переехала МКР.
При этом, по слухам, еще в 2005 году могло быть возбуждено уголовное дело по статье "Сокрытие денежных средств либо имущества организации, с которых должно производится взыскание налогов". Будто бы часть средств, которые нужно было направить на налоги, могли уйти на ремонт помещений предприятия. Однако, в итоге к Попову претензий не оказалось.
Зато известно, что уже в 2014 году, после создания МКР, заводу пришлось заплатить более 50 млн рублей незаконного обогащения по иску Департамента имущественных отношений Омска. Оказалось, что радиозавод на протяжении трех лет не вносил в бюджет плату за использование 20 гектаров земли под его корпусами. Сам завод упирал на прошедшие сроки давности по иску. О ситуации писал "Коммерсант".
Получается, один из бенефициаров нового "Фонда суверенных инвестиций" мог пытаться наколоть государство на десятки млн рублей, а его главное детище долгие годы не выходило из долгов и не выплачивало деньги сотрудникам. Какие инвестиции могут быть с такими кадрами?