Турбины раздора между Вексельбергом и Мордашовым
Совет директоров энергокомпании "Т Плюс" (входит в ГК "Ренова" Виктора Вексельберга) досрочно расторг контракт с гендиректором компании Андреем Вагнером. Причиной могла быть его позиция по поводу поставки в компанию газовых турбин от ГК "Силовые машины" другого влиятельного олигарха, хозяина "Северстали" Алексея Мордашова.
Между олигархами, кажется, давно хватает противоречий. Однако в последний год они обострились, в том числе, из-за масштабного санкционного давления на российский бизнес производителей стали и промышленного оборудования.
Ушедший из "Т Плюс" Андрей Вагнер позволял себе достаточно резкие высказывания по поводу обязательств "Силовых машин" перед компанией, чем мог только отодвигать поиск компромиссного решения. И, видимо, стал неудобен обеим сторонам. Но конфликт этим явно не исчерпывается. Впереди долгое и тяжелое противостояние между Вексельбергом и Мордашовым?
Напомним, что ГК "Северсталь" понесла крайне серьезные убытки из-за санкций, не говоря уже и о чисто рыночном падении цен на сталь. Разрушились и многие технологические цепочки.
В результате застопорился, если не полностью провалился проект по разработке и производству отечественных газовых турбин - то, в чем так остро нуждается российская промышленность. Их серийное производство должно было начаться на площадке "Силовых машин" Мордашова, а первым "реципиентом" отечественных турбин, как ожидалось, станет как раз "Т Плюс".
Однако в тех договоренностях речь шла не о пилотном проекте, а о серийных поставках. Т.е. поставках, которые можно было бы обеспечить и запчастями, и всесторонним техническим обслуживанием. Но Мордашов, судя по всему, решил сыграть "на тоненького": "Силовые машины" смогли предложить лишь дорогущую пилотную установку ГТЭ-65, которая не пойдет в серию из-за текущих сложностей с импортозамещением.
Напомним, общая стоимость разработки турбин двух классов - средней и большой мощности, оценивалась в 17 млрд рублей. На эти же цели "Силовые машины" получили госсубсидию в 5 млрд рублей. Однако с отказом "Т Плюс" проект мог "вылететь в трубу".
Более того, при Вагнере компания отказалась даже от обкатки первого образца газовой турбины ГТЭ-65. Якобы, проверять готовность изделия на своих мощностях дорого и небезопасно. По сути, это стадия испытаний. При этом не факт, что поставка турбины была бы невыгодна для "Т Плюс" потому, что получить ее при таких делах Вексельберг наверняка рассчитывал с большим дисконтом.
Об этом конфликте было известно давно, как минимум, с осени 2022 года. Однако в публичную плоскость он вышел только вначале апреля 2023 года. Тогда Андрей Вагнер резко раскритиковал работу "Силмаша": "Я не понимаю: изобретаем велосипед так сложно, долго и за такие большие деньги. Это турбины из того силового ряда, который в мире существует сотнями".
В ответ на это гендиректор "Силмаша" Александр Конюхов поведал журналистам, что "Т Плюс" предлагает им кабальные условия контракта, предположив полный выход структуры из проекта. Слова топ-менеджеров цитирует "Коммерсант".
"Силмаш" идет ко дну?
Таким образом, конфликт налицо, но он странный: и хочется, и колется. Каждая сторона пытается выбить для себя максимально выгодные условия, рискуя вообще остаться в минусе. При этом для Мордашова, кажется, вопрос стоит острее. По словам самого олигарха, в 2022 году из-за санкций его "Северсталь" потеряла порядка $400 млн - это около 10% от ее прибыли в 2021 году
В отчете за третий квартал 2022 года группа сообщала, что консолидированные продажи железорудной продукции за девять месяцев этого года снизились на 46% по сравнению с прошлым годом из-за экспортных ограничений. Почти вдвое!
Отметим также, что с сайта "Северстали" даже исчезли ряд страниц, на которых приводилась финансовая информация компании. Например, за I квартал 2022 года.
Сам Мордашов весьма болезненно реагировал на санкции в отношении своих структур и себя лично. Среди прочего, он заявлял, что никакого отношения к нынешней геополитической напряженности не имеет, работал честно и в РФ, и в других странах, с политикой не связан. Судя по всему, исходя из тех же санкционных рисков он начал раскладывать яйца по разным корзинам: например, передал супруге жене 30% акций TUI - крупнейшего туристического концерна Европы.
В мае 2022 года металлурги, включая и структуры Мордашова, заявили, что к большим убыткам может привести и политика российских властей - высокие налоги и "сильный" рубль. Т.е. везде все не слава Богу. Но это было в мае, а еще в марте того же года "Северсталь" просрочила выплату купонного дохода по еврооблигациям из-за заморозки платежа американским банком Citibank.
Тогда речь шла о евробондах на $800 млн. Более тревожных звонков для инвесторов, чем невозможность исполнить свои обязательства перед ними, придумать сложно.
Что же касается "Силовых машин", то проект по созданию газовых турбин должен был буквально возродить структуру из пепла. Имея госконтрактов на общую сумму в 137 млрд рублей, по итогам последнего открытого финансового отчета за 2018 год компания понесла убытки в размере 52 млрд (!) рублей. Стоимость активов отрицательная - 5,5 млрд рублей. Выручка с 2017 по 2018 год упала почти вдвое - до 26 млрд рублей. И это все произошло еще до СВО.
Новости по теме: Земельные активы Межтопэнергобанка могут уйти за копейки
Компания и вовсе может "схлопнуться". Ее финансовая устойчивость и эффективность признаны низкими, есть риски и по платежеспособности. Получается, "Силовые машины" могут жить в кредит и дышать на ладан, осваивая при этом субсидии на производство турбин, но не имея возможности ни закончить проект, ни нормально сбыть пилотные установки.
С последним очень бы мог помочь как раз Вексельберг. Но он, похоже, хочет получить их едва ли не за даром, что явно не по вкусу Мордашову. Ворон ворону глаз не выклюет?
Борьба продолжается
Сам Вексельберг также испытывает достаточно трудностей в связи с нынешней геополитической ситуацией. Ранее он жаловался, что перевез всю семью в США, но никогда не мог предвидеть то, что происходит сейчас, и это значительно сказывается на его жизни. Не говоря уже о том, что еще до спецоперации, в 2021 году на его западных счетах было заморожено $1,5 млрд.
То есть деньги Виктор Вексельберг продолжает зарабатывать в России, но жизнь своей семьи с нашей страной не связывает, и очень огорчен, что такой подход не стал для него индульгенцией на Западе?
Проблем у него хватало и дома, включая и конфликты с тем же Мордашовым. В 2016 году разгорелся очередной - когда Президент Владимир Путин поручил проверить цены на уголь для Воркутинской ТЭС, которая входит в "Т Плюс". Уголь поставляла "Воркутауголь", подконтрольная "Северстали" Алексея Мордашова.
Стороны никак не могли заключить долгосрочное соглашение о поставках, что сказывалось на работе с потребителями из-за высоких цен на генерацию. Следовательно, мог возникнуть и кризис неплатежей. В "Северстали" же уверяли, что цены на уголь были согласованы с ФАС, являются рыночными. Однако, велика вероятность, что Мордашов пытался содрать со структур Вексельберга три шкуры, ведь альтернатив просто не было. После правительство пыталось убедить "Т Плюс" перейти с угольной генерации на газовую.
И это также стало лишь эпизодом долговременного противостояния между двумя олигархами. Можно вспомнить и ситуацию 2011 года, которая напоминает классические бизнес-войны. Тогда противоречия вспыхнули из-за банков-двойников в Свердловской области. Как считается, вотчине именно Виктора Вексельберга.
В то время в Екатеринбурге уже 15 лет работало отделение ОАО "Меткомбанк", конечным бенефициаром которого являлся Виктор Вексельберг. Однако в августе 2011 года в городе появился офис ОАО "Металлургический коммерческий банк" (сокращенно также - "Меткомбанк"), владельцем которого через Северсталь был Алексей Мордашов.
Т.е. фактически Мордашов зашел на "поляну" Вексельберга с банком, похожим по названию до степени смешения на вексельберговский. Разумеется, это вызывало неудовольствие Виктора Вексельберга. Очень напоминает схему с "двойными платежками", которые поступают гражданам от разных управляющих компаний с крайне похожими названиями. О той истории в свое время подробно писал The Moscow Post.
Таким образом, отношения между олигархами остаются натянутыми уже много лет. И никакого желания объединить усилия для стоящих перед страной задач не наблюдается - скорее, только жажда прибыли и стремление продавить свои интересы любой ценой. С таким подходом успехов и синергии в российской промышленности можно ждать еще долго.