Дольщики клубного дома «Октябрь» пытаются остановить «несуществующее» банкротство АО «УЗ «Норд Инжиниринг»
Однако сейчас почти достроенный клубный дом «Октябрь» на улице Народного Ополчения в Москве может быть продан по второму кругу, и похоже, что эта афера была продумана заранее. Вопрос в том, кто является её реальным бенефициаром: Михаил Животов или некто из руководства ПАО «МТС-Банк»?
Буквально на днях стало известно, что в отношении неустановленных лиц из числа руководства застройщика АО «УЗ «Норд Инжиниринг» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение). Сразу заметим, что в руководстве компании состоит не так много лиц, чтобы следствию понадобилось длительное время для их установления. Потерпевшими по этому делу признаны не менее 400 граждан, приобретших помещения (апартаменты) в клубном доме «Октябрь» по договорам купли-продажи. Это обстоятельство дает надежду, что тупиковая ситуация сдвинется с мертвой точки и у этих людей появится шанс когда-нибудь отпраздновать новоселье.
Вкратце напомним, с чего начиналась эта история. Клубный дом «Октябрь», расположенный на улице Народного Ополчения, 33 в Москве, давно уже должен был быть сдан в эксплуатацию и заселен. Его строительство началось аж в 2015 году. Однако сроки сдачи регулярно сдвигались, и будущим «счастливым новоселам» раз за разом приходилось набираться терпения и снова ждать. Теперь же, выходит, что у застройщика апартаментов почти в центре Москвы – АО «УЗ «Норд Инжиниринг» и его предполагаемого бенефициара Михаила Животова – изначально были совсем другие планы.
«Наша версия» уже писала о вопиющей ситуации, в которой оказались сотни людей, вложивших свои деньги в строительство апартаментов на ул. Народного Ополчения, 33 по договорам долевого участия. Среди них есть и многодетные, и мать-одиночка, и юная, рано осиротевшая девушка, и пенсионеры – вряд ли эти люди относятся к той категории, что может себе позволить разбрасываться миллионами, а тем более – «дарить» их мошенникам. Многим пришлось продать свое единственное жилье и вдобавок взять ипотеку, чтобы приобрести желанные квадратные метры на этапе котлована, когда цены самые низкие.
Когда же дом был достроен на 85-90%, застройщик инициировал собственное банкротство из-за мизерного долга в 700 000 рублей. При этом схема была выстроена таким образом, что почти достроенный объект недвижимости продается по второму кругу (но уже не по 214-ФЗ, а на торгах), участники долевого строительства остаются ни с чем, а бенефициар всего этого мероприятия выходит сухим из воды. Потому что вроде бы – все по закону.
Судя по всему, в истории с клубным домом «Октябрь» было использовано следующее сочетание, позволившее «законно» обмануть сотни людей и фактически украсть их деньги.
Во-первых, финансирование строительства совершалось по договорам долевого участия. При этом деньги не приходили напрямую застройщику, а переводились куда-то по договорам переуступки (цессии), как поясняет представитель обманутых дольщиков Алексей Чесноков. В такой ситуации дольщики в лучшем случае смогут вернуть суммы, указанные в первоначальных договорах, без учета реальных затрат, да и то не факт.
Во-вторых, признаки контролируемого банкротства. Нам не составило большого труда выяснить, что одни только оборотные активы застройщика превышают его текущие долги в несколько раз. И уже как минимум поэтому внезапное заявление о признании АО «УЗ «Норд Инжиниринг» несостоятельным (банкротом) выглядит преднамеренным. Впрочем, суд счел его обоснованным, и этот момент заслуживает отдельного рассмотрения.
Новости по теме: Медведев оценил реакцию Запада на события в России фразой «наблюдатели хреновы»
Дело в том, что Арбитражный суд города Москвы принял во внимание решение о добровольной ликвидации, принятое единственным акционером застройщика АО «Управление заказчика «Норд Инжиниринг» и представленное суду. Однако в Межрайонной ИФНС № 46 по г. Москве (то есть по месту регистрации компании) никаких документов о банкротстве никто, кажется, не подавал. В ином случае они были бы опубликованы на сайте ведомства, согласно установленной процедуре. То есть получается, что суд признал несуществующее банкротство? Очень странно все это выглядит. И подобные странности встречаются в этой истории практически на каждом шагу.
И в-третьих, как мы уже упоминали в предыдущей статье, ситуация с обманутыми дольщиками осложняется тем, что в случае с клубным домом «Октябрь» речь идет не о квартирах, а об апартаментах. С точки зрения законодательства апартаменты являются коммерческой недвижимостью. И значит, люди, совершающие такую коммерческую сделку, действуют на свой страх и риск. Проще говоря, закон не защищает права и интересы покупателей апартаментов. И этим, вполне вероятно, также воспользовался предполагаемый бенефициар этой многоуровневой «схемы».
«На этапе завершения строительства (80-90%) создается фиктивное банкротство за мизерные суммы (долга). И потом все операции над имущественным комплексом переходят к арбитражному управляющему, который, как правило, находится в сговоре с застройщиком. И тем самым эти площади продаются снова через процедуру банкротства», – прокомментировал эту ситуацию в эфире телеканала «Россия 1» председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета ТПП РФ по ЖКХ Константин Крохин.
В настоящее время дольщики клубного дома «Октябрь» пытаются остановить банкротство застройщика, чтобы не допустить продажи с торгов уже почти достроенного дома. Так, в Арбитражный суд города Москвы были поданы заявления о намерении удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Суд, однако, отложил заседание на июль, вероятно, рассчитывая, что к тому времени будет сформирован полный реестр кредиторов, и с возросшей суммой требований заявителям будет уже не справиться.
На момент написания этой статьи ситуация такова, что обманутые дольщики клубного дома «Октябрь» являются третьими лицами в судебных разбирательствах (то есть не участвуют в процессе) и четвертыми в очереди кредиторов (а это почти гарантия остаться ни с чем). И вроде бы, формально, – все по закону.
Комментируя события последних дней, касающиеся ситуации вокруг клубного дома «Октябрь», в сети заметили, что предполагаемый бенефициар схемы, послужившей поводом для возбуждения уголовного дела, Михаил Животов может быть на самом деле всего лишь «зиц-председателем». Один из телеграм-каналов выяснил, что «сейчас его уже привлекают к субсидиарной ответственности на сумму в полмиллиарда рублей по долгу поставщика ортопедических изделий ООО «ЛАДОМЕД». Проекты вроде бы разные, но объединяет их не только Животов, но и один залоговый кредитор — ПАО «МТС-Банк». Сам же «МТС-Банк» входит в структуру АФК «Система» Владимира Евтушенкова, о растущих аппетитах которой «Версия» писала ранее. Так что на самом деле все может быть еще сложнее, чем кажется.
С другой стороны, возбуждение уголовного дела дает надежду на то, что гражданам удастся защитить свои права и получить наконец долгожданную недвижимость. Однако на данный момент сложно что-либо прогнозировать. Мы продолжим наблюдать за ситуацией и информировать наших читателей.
Распечатать